Я слишком хорошая для тебя. Твоя вон та, хуевая.


Как всегда после прочтения Ремарка, в голове огромное количество мыслей, набегающих одна за другой, перебивающих друг друга, одним словом, хочется еще и еще вспоминать, обдумывать, прокручивать прочитанное, "дойти до самой сути". Хотя, не в пример многим другим авторам, Ремарк предельно прост, понятен и именно этим удивительно близок мне.
В некоторых рецензиях пишут, что книга - не лучшее произведение Автора. Возможно, даже соглашусь. Но по произведенному эффекту отношу его к одному из самых ярких. Тема, конечно, не нова. Она заключается в единственной фразе:

"Жизни не надо смотреть в лицо, достаточно ощущать ее"

Такими словами главная героиня Лилиан Дюнкерк доносит до нас очевидную, но вместе с тем, часто забывающуюся истину.

Сюжет романа не нов, особенно для тех, кто знаком уже с творчеством Ремарка. Лилиан смертельно больна, она знает, что обречена на верную смерть и принимает решение прожить остаток жизни так, как хочется ей. На фоне ее собственной трагедии многое кажется ей неважным, незначительным, она жадно ловит каждый момент ускользающего времени.
Конечно же, героиня - самая типичная ремарковская девушка. Она красива, внутренне сильна, но вместе с тем бесконечно трогательна и хрупка, в своей не по годам развитой мудрости. Болезнь ломает ее, развивает в ней эгоцентризм, возможно, не совсем типичное качество ее натуры, вследствие чего она погружается в свои собственные переживания, забывая о переживаниях и чувствах других людей, близких ей, в том числе.
На этом фоне развивается любовная история ее и Клэрфэ. Клэрфэ - гонщик, волей случая приезжающий в санаторий, где Лилиан собиралась провести остаток своих дней. Лилиан внезапно принимает решение уехать из места своего заключения, каким оно кажется ей, вместе с героем. Так завязывается пронзительная, удивительно серьезная и трагичная, как всегда у Ремарка, история их любви.
Из-за своей болезни Лилиан переживает внутреннюю ломку, предпринимает несколько попыток уйти от Клэрфэ, в итоге наступает развязка, неожиданная и драматичная.
Любовная канва повествования, безусловно, не является главной. Она служит оправой для основного содержания книги. В этот раз Ремарк далек от ужасов войны и фашизма, но основной темой произведения остаетая тема жизни и смерти. Ценность жизни, каждого ее мгновения.

"Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав"

***
"У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни".

читать дальше